Методы обучения персонала в организации в 2020-2021 году

Обучение в сообществе

Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.

Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.

Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.

Вот несколько вариантов обучения в сообществе.

Мастермайнд группы. Это групповые встречи близких по духу людей, которые регулярно поддерживают друг друга и помогают с личными и профессиональными проблемами.

Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.

Экономика образования

Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Нетворкинг на конференциях или митапах. Нетворкинг — умение заводить полезные знакомства.

Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.

Выездные кампусы и летние школы. Такие мероприятия дают не только краткосрочное взаимодействие, но и совместный опыт.

Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.

Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:

«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.

В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям

Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.

Участие в мастермайнде учит:

  • слышать и слушать других;
  • доверять окружающим и процессу;
  • разбивать большие задачи на маленькие шаги;
  • брать ответственность за реализацию поставленных целей;
  • помогать другим;
  • развивает креативное мышление и способность видеть ситуацию с разных сторон.

Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.

Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»

Достоинства мастермайнд группы

(Фото: Наталья Ядренцева)

Обучение сотрудника за счет работодателя по ТК РФ

В статье 196 ТК указано, что решение об оплате профессионального обучения сотрудника принимает работодатель. Руководитель также вправе самостоятельно определять условия и порядок учебы. Все принятые правила нужно зафиксировать в коллективном договоре и прочих внутренних актах.

Нужно ли удерживать НДФЛ при оплате организацией стоимости обучения сотрудника?

В большинстве случаев обучение работников – право, но не обязанность работодателя. Однако существуют исключения, оговоренные в части 4 статьи 196 ТК. Работодатель должен организовать профессиональное обучение некоторым категориям сотрудников:

  • Медицинским сотрудникам (статья 79 ФЗ №323).
  • Гражданским работникам (статьи 48 и 62 ФЗ №72).
  • Нотариусам и их помощникам (статья 30 Основ закона «О нотариате»).
  • Аудиторам (статья 11 ФЗ №307).

Работодатель обязан организовать обучение и в том случае, если это считается условием продолжения деятельности служащего.

«Школа», университет, карьера

Корпоративное обучение у многих ассоциируется с онбордингом — и, действительно, 76% компаний используют образовательные программы для адаптации сотрудников.

«МТС использует комплексный подход в вопросе адаптации новых сотрудников, чтобы с самых первых дней они ощущали себя важной частью нашей команды и понимали свои перспективы в компании. К стандартному набору вводных онлайн-курсов (общая информация о компании, курсы по комплаенс, бизнес-этике и основам информационной безопасности) назначаются видеоуроки по инновационным продуктам МТС и техническим аспектам работы бизнеса

В этом году мы провели апдейт очных welcome-дней, главный плюс которых в живом контакте с экспертами и решении вопросов, возникающих на самом старте. Кроме того, в процесс адаптации вовлечены «buddy» — активные сотрудники, готовые помогать новичкам в их погружении в корпоративные процессы и культуру».Оксана Фетисова, Директор департамента Корпоративный университет, ПАО «МТС»

«Мы считаем, что у нас очень хороший и сильный корпоративный университет. Он покрывает все операционное обучение: everyday-программы для розницы, программы по кадровому развитию, по оценке деятельности сотрудников и так далее. В обучении среднего и высшего менеджмента существенную часть методологической работы мы аутсорсим. Это позволяет быть в поле актуальных знаний. Собственная экспертиза — дело хорошее, но мы считаем, что залог успеха — это, с одной стороны, накопленная собственная экспертиза, а с другой стороны — мировые знания, в том числе и в России».Кирилл Попков, вице-президент по персоналу, «Связной»

Следующий шаг — практика второй карьеры. Компании помогают сотрудникам не только расти, но и менять профессию, сопровождая их на всем пути, от обучения до трудоустройства. Практика действует в 43% компаний из числа принявших участие в исследовании, еще треть готова ее внедрить.

«Мы поддерживаем идею второй карьеры! Особенность нашей корпоративной культуры в том, что у нас для очень большого количества талантливых людей это первое место работы. Поэтому в какой-то момент у тебя наступает ощущение, что ты просто ничего другого в жизни не пробовал. Здесь все здорово, но надо просто попробовать себя в чем-то еще. Один из кейсов: наш текущий директор одного из департаментов, который был очень крутым менеджером проектов, пришел работать, отработал здесь лет восемь или девять и взял такой отпуск. Он уехал на год, вернулся, и мы ему помогли совершить скачок в карьере на новый уровень. Вот уже больше трех лет директор департамента — суперуспешный, показывает очень высокую эффективность. Это совершенно другой уровень мотивации».Полина Хабарова, директор по трансформации бизнеса, HRD, КРОК

«„МегаФон“ активно роботизирует отдельные процессы, и внедрение какого-либо робота может приводить к высвобождению людей, например, на площадках массового сервиса, для которого характерна текучесть кадров. В результате внедрение нового робота и высвобождение происходит абсолютно спокойным потоком. Целенаправленная переквалификация людей малоактуальна. При этом мы активно говорим сотрудникам: хочешь стать дата-сайентистом — пожалуйста, мы объявляем на внутреннем портале о наборе на BigDataCamp или еще куда-то. Поэтому, если у сотрудников появляется желание поменять направление работы, они знают, что у них такая возможность есть».Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом, ПАО «МегаФон»

Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Определение 1

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.

С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.

Организация процесса обучения персонала

Непрерывность процесса обучения в организации является одним из наиболее важных факторов развития персонала. Считается, что успешная система обучения в той или иной мере должна охватывать всех сотрудников компании, поскольку именно квалификация персонала рассматривается как одно из условий достижения корпоративных целей и задач. В целом, выделяется несколько вариантов стратегии:

Изучить стратегию конкурентов, перенять опыт и обучать свой персонал по такому же принципу, аналогичным знаниям, навыкам и умениям;

Изучить передовые методы, прогнозировать тенденции развития рынка и двигаться, опираясь на стратегию компании, т.е. быть впереди конкурентов;

Принять во внимание специфику, опираясь на собственную стратегию и экономическую ситуацию, двигаться собственным курсом

Инструменты развития персонала

Где: TalentEdme.

Формат: 4 видеолекции длительностью до 10 минут.

Уровень: начальный.

Язык: русский.

Базовый курс от Галины Черничковой, консультанта по оценке и развитию персонала, а также экс-руководителя отдела подбора и развития сотрудников в ПАО «МТС». В своих лекциях она даёт всю самую важную информацию по развитию сотрудников:

  • в чём различия между вертикальным и горизонтальным развитием;
  • какие циклы развития сотрудников существуют;
  • как определить зоны развития человека и выбрать цели его обучения;
  • как составить индивидуальный план развития работника.

Помимо этого, Галина рассказывает, почему управленческие тренинги не всегда работают и в чём особенности работы со взрослой аудиторией. Эти знания помогут специалистам по обучению избежать грубых ошибок в начале карьеры.

Учет расходов на обучение

Расходы на обучение принимаются к налоговому учету на основании статьи 264 НК. Однако их учет выполняется только при выполнении некоторых условий (Письмо Минфина от 23 марта 2009 года):

  • Образовательная услуга оплачивается в интересах компании, такие расходы экономически целесообразны.
  • Сотрудник проходит обучение в компании со всеми необходимыми лицензиями.
  • Служащий работает на основании трудового договора.

Для учета важно подтвердить все затраты на обучение. Для этого понадобятся следующие документы (Письмо Минфина от 9 ноября 2012 года):

  • Договор с учебным учреждением.
  • Приказ руководителя о направлении служащего на учебу.
  • Образовательная программа, в которой прописано количество учебных часов.
  • Акт об оказании образовательной услуги.
  • Копия документа о прохождении обучения (к примеру, аттестат).

ВАЖНО! Если обучение сотрудника не сулит компании экономическую прибыль, проводится в интересах самого работника, то сопутствующие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль. То есть уменьшить налогооблагаемую базу не получится

Для снижения налогооблагаемой базы важно доказать две вещи: экономическую выгоду предприятия от обучения работника и связь образовательной услуги и деятельности компании. К примеру, если организация занимается грузоперевозками, а сотрудник направляется на обучение макияжу, такие расходы на налогооблагаемую базу не повлияют

Как отразить в бухучете компенсацию стоимости обучения за счет работодателя при увольнении работника?

Методы обучения персонала

В современных организациях принято использовать большое количество различных методов развития профессиональных навыков и знаний у своих работников. Так, вся совокупность методов обучения может быть разделена на две большие категории: 

  • обучение на рабочем месте. 
  • обучение вне рабочего места. 

Обучение на рабочем месте представляет имеет непосредственную связь с выполнением работниками ежедневных задач. Данный тип обучения является более оперативным и менее затратным, его целью является облегчение вхождения в адаптационный период для работников, которые не привыкли обучаться в аудиториях.

Так, для реализации обучения на рабочем месте могут специально приглашаться внешние преподаватели, целью чего является удовлетворение определенных нужд в обучении у работников. При этом, в данном случае, цели и порядок обучения могут не иметь точной структуры, поскольку они будет нарушаться текущими рабочими делами и жесткими временными границами. 

В качестве важнейших методов обучения работников на рабочих местах выступают: 

  1. метод «копирования», в котором работника «прикрепляют» к опытным специалистам, и просят его копировать действия этого человека. 
  2. метод наставничества, который подразумевает обучение менеджером собственного коллектива в процессе ежедневной работы. 
  3. метод делегирования, который заключается в определении для работников конкретно установленных задач, которые предполагают наличие определенных полномочий в контексте принятия решений в необходимой области профессиональных задач. Вместе с тем, в ходе выполнения задач менеджер обучает своих подчиненных. 
  4. метод усложняющихся заданий – это специализированный комплекс профессиональных действий, который выстраивается исходя из их значимости, совместно с расширением объемов заданий и повышении их сложности. Заключительным этапом в данном методе является самостоятельная реализация выполнения поставленных задач. 
  5. метод ротации, который предполагает перевод работника на новую должность, либо работу, с целью получения дополнительных профессиональных компетенций и приобретения нового опыта. Обычно, сроки представленных паттернов находятся в границах от нескольких дней, до нескольких месяцев. Данный метод принято широко применять в тех организация, которые требуют от своих сотрудников наличия поливалентных компетенций – то есть овладения несколькими специализациями. 

Вместе с тем, в обучение вне рабочего места включаются все типы обучения, которые выходят за пределы самой компании. Данный тип обучения предполагает отделение обучающихся работников от повседневных трудовых задач на определенные сроки. В данном случае, процесс обучения является хорошо спланированным и дидактически глубже проработанным. 

В качестве основных методов обучения в данном типе обучения следует относить следующее: 

  1. метод лекционных занятий, который выступает в качестве традиционного метода профессионального обучения, который позволяет лектору реализовывать изложение больших объемов учебного материала в относительно короткие сроки. 
  2. метод кейсов, который выступает в качестве реальных, либо выдуманных управленческих ситуаций, выдвигающие при этом определенные вопросы, необходимые для анализа. 
  3. метод деловой игры, который характеризуется организацией коллективных игры, в которые включается разбор учебных примеров. Вместе с тем, участникам игры предоставляются определенные роли в деловой ситуации, также им необходимо рассматривать последствия принятых решений. 
  4. метод моделирования, который отражает воспроизведение действительных условий трудового процесса. 
  5. метод ролевой игры, в котором работнику необходимо поставить себя на чье-то место, для того, чтобы получить практический опыт с последующим подтверждением верности собственных поведенческих паттернов. 

В качестве отдельного вида обучения принято выделять метод самообразования – то есть метод самостоятельного обучения работников. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Этапы запуска удаленного обучения в компании

Итак, вы решили начать запуск дистанционного обучения сотрудников. Если у вас есть готовые программы для офлайн обучения, вам будет значительно проще, чем создавать все с нуля. Но в любом случае вам предстоит выполнить следующие задачи:

  1. Определение целей обучения и выбор формата. Например, целью может быть — сформировать у продавцов навык продаж или увеличить конверсию из заявки в сделку. На основе целей подбирается формат обучения. Например, оно может быть синхронным в виде “живых” вебинаров и онлайн-уроков или асинхронным в виде электронных текстовых материалов и записанных видеоуроков.
  2. Разработка онлайн курсов. К этому этапу относится сбор материалов и планирование учебной программы, создание и оформление уроков, разработка проверочных упражнений для каждого урока.
  3. Разобраться в технических вопросах и выбрать платформу для онлайн обучения, которая автоматизирует рутинные процессы и сделает процесс обучения удобным.

Разработать обучение — это пол дела

Важно сформировать у работников правильное отношение к занятиям. Представьте, что после проделанной работы по созданию онлайн курсов, у сотрудников нет желания и мотивации обучаться

Они нехотя заходят на платформу и проходят уроки только по требованию руководства. Нечто подобное происходит в каждой второй компании. Как это исправить? Как и любому другому проекту, обучению нужна рекламная поддержка. Его рекламой нужно заниматься еще до того, как работникам поступит инструкция пройти курсы.

Нормы законодательства о труде

Исходя из норм ст. 196 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) , необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определены коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

К примеру, п. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Закон № 323-ФЗ), медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 8 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ).

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

А в соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется ими путем заключения договора с работодателем.

В каких целях осуществляется обучение?

Для работодателя наиболее важным является развитие персонала для последующего понимания и решения текущих проблем, приспособленности его к разного рода нововведениям, формирование квалифицированного управляющего состава персонала. С позиции работника потребность в обучении заключается в сохранении и повышении его квалификационного уровня как специалиста, приобретении новых профессиональных навыков и знаний, развитии собственных умений осуществлять планирование в области руководства и ведения производственных процессов.

На сегодняшний день обучение персонала принято разделять на три категории:

  • подготовку сотрудников;
  • повышение их квалификации;
  • переподготовку наемных работников.

Этап подготовки предполагает хорошо организованный процесс обучения персонала, передачи ему соответствующей базы информации и умений для последующей реализации в выбранной области будущего сотрудничества.

В процессе повышения квалификации основную роль играет намерение улучшить уровень знаний работников, усовершенствовать их теорию и практику в условиях растущих требований к профессиональному уровню или в случае карьерного роста.

На этапе переподготовки персонала работники получают новые знания, умения и навыки в связи с получением дополнительной профессии или если требования к качеству работы резко изменились в последнее время.

Обучение помогает компании сократить расходы и получить больше прибыли.

Хотя на обучение сотрудников и их развитие тратятся некоторые средства, в конечном итоге это экономит компании гораздо большие финансовые средства. Когда работники получают надлежащую подготовку и им разрешено развиваться, они могут использовать материалы и оборудование организации более разумно, чем раньше. Поскольку они знают, что они делают, они не тратят лишние ресурсы компании и поэтому это не вызывает дополнительных затрат. Проще говоря, хорошо обученные сотрудники могут экономично использовать ресурсы вашей компании. Это позволит вам сократить расходы и получить больше прибыли от своих бизнес-проектов.

Отражение в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете организации затраты на обучение сотрудников (вне зависимости от формы обучения) являются расходами по обычным видам деятельности и отражаются в сумме, которая установлена договором на обучение на основании пп. 5, 6, 6.1, 7 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов РФ (Минфин РФ) от 6 мая 1999 г. №33н .

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Таким образом, расходы на обучение сотрудников соответствуют критериям признания их для целей бухгалтерского учета и признаются в периоде оказания данных услуг, т.е. на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).

Стоимость обучения отражается записью по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», счета 20 «Основное производство», 25 «Общехозяйственные расходы» (в зависимости от того, кем работает данный сотрудник) либо счета 44 «Расходы на продажу» (если организация является торговой) и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н ).

Оплата за обучение отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 50 «Касса», счетом 51 «Расчетный счет», счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в зависимости от формы оплаты: наличными денежными средствами, безналичным путем либо через подотчетное лицо .

В случае, если организация производит предоплату за обучение сотрудника, то сумма предоплаты, подлежащая перечислению, не признается расходом организации, и отражается в учете организации в качестве дебиторской задолженности на основании пп. 3, 16 ПБУ 10/99.

При перечислении суммы предоплаты делается бухгалтерская запись по кредиту счета 50 «Касса», счета 51 «Расчетный счет», счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в зависимости от формы оплаты, и дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», аналитический счет 60-ва «Расчеты по выданным авансам и предоплатам» .

При получении акта выполненных работ стоимость обучения отражается по дебету затратных счетов (20, 25, 26, 44) и кредиту счета 60 . Одновременно в бухгалтерском учете производится зачет суммы предоплаты в счет оплаты оказанных образовательных услуг, что отражается внутренней записью в аналитическом учете по счету 60 (дебет 60 кредит 60-ва).

В случае, если организация оплачивает обучение физического лица, не состоящего с ним в трудовых отношениях (например, ребенка сотрудника), затраты на данное обучение признаются прочим расходом на основании пп. 2, 11 ПБУ 10/99 и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Преимущества системы дистанционного обучения персонала

Уже прошло время, когда нужно было доказывать эффективность дистанционного обучения. Удаленный формат позволяет бизнесу решать многие задачи:

  • Поддерживать актуальные знания о продуктах и услугах. В день выхода новой линейки можно ознакомить с ней всех сотрудников.
  • Экономить бюджет на поездки в филиалы и организацию обучения. Например, нет необходимости оплачивать аренду конференц-зала, работу выездных преподавателей, дорогу и проживание работников.
  • Сделать обучение непрерывным. Онлайн-обучение — это не одноразовый вебинар. Последовательные уроки выстраиваются в курсы, а курсы в программы. Сотрудник может в любой момент с любого устройства приступить к изучению курса и заниматься в своем темпе.
  • Обеспечить оперативное проведение контроля знаний. Вы можете создавать аттестации знаний сотрудников и проводить их с определенной периодичностью.

Это далеко не полный список бонусов, которые может получить бизнес от дистанционного обучения. Преимущества удаленного формата мы обсудили в отдельной статье. Чтобы получить эти преимущества, нужно разработать корпоративное обучение с учетом специфики дистанционного формата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector