Как определить уровень существенности

Методы расчета существенности

Совет по МСФО воздержался от количественных указаний по математическому расчету существенности. Хотя параграф A3 МСА 320 действительно предусматривает использование критериев для расчета существенности, он не предлагает какой-либо конкретный критерий или формулу. Академические круги разработали несколько общих правил для количественной оценки материальности.

Методы из исследования, финансируемого Норвежским исследовательским советом

К ним относятся методы одного правила и методы правил переменного размера.

Методы единого правила:

  • 5% от дохода до налогообложения ;
  • 0,5% от общих активов ;
  • 1% капитала ;
  • 1% от общей выручки .

«Скользящая шкала» или методы переменного размера:

  • От 2% до 5% валовой прибыли, если менее 20 000 долларов США;
  • От 1% до 2% валовой прибыли, если валовая прибыль превышает 20 000 долларов США, но менее 1 000 000 долларов США;
  • От 0,5% до 1% валовой прибыли, если валовая прибыль превышает 1 000 000 долларов США, но менее 100 000 000 долларов США;
  • 0,5% от валовой прибыли, если валовая прибыль превышает 100000000 долларов США.

Смешанные методы включают комбинирование некоторых или всех этих методов с использованием соответствующих весов для каждого элемента.

В исследовании также упоминается метод КПМГ, основанный на формуле: существенность = 1,84 раза (больший из активов или доходов) 2/3 .

Эти методы предлагают предлагаемый диапазон для расчета существенности. В зависимости от аудиторского риска аудитор выберет значение внутри этого диапазона.

  • От 0,5% до 1% валовой выручки;
  • От 1% до 2% от общих активов;
  • От 1% до 2% валовой прибыли;
  • От 2% до 5% акционерного капитала ;
  • От 5% до 10% чистой прибыли .

Эти диапазоны также можно объединить в смешанные методы.

Другие, непроверенные методы

Функция вогнута , такие как «калибровочной» формулы. Измеритель — это мера существенности, которая имеет убывающую отдачу от масштаба в отличие от других традиционных количественных показателей, упомянутых выше. Вогнутый характер функции приводит к более низкому порогу существенности (что подразумевает меньшую терпимость к искажениям) по мере того, как компания становится больше, потому что все больше пользователей полагаются на финансовую отчетность. Хотя формулы различаются, типичная структура выглядит следующим образом:

Mзнак равноβ⋅(Максимум(∑язнак равно1NАssетsя,∑язнак равно1Nреvептыеsя))α.{\ displaystyle M = \ beta \ cdot (\ max {(\ sum _ {i = 1} ^ {N} {Assets_ {i}}, \ sum _ {i = 1} ^ {N} {Revenue_ {i}) })}) ^ {\ alpha}. \,}

где … ненулевая неотрицательная константа; как правилоβзнак равно{\ Displaystyle \ бета = \,}β>1.{\ displaystyle \ beta> 1. \,}

αзнак равно{\ Displaystyle \ альфа = \,} константа между нулем и единицей, т. е. <α<1.{\ Displaystyle 0 <\ альфа <1. \,}
язнак равно1,2,…,N{\ Displaystyle я = 1,2, …, N \,} для каждого актива или счета доходов, транзакции и т. д.

Существенность, если ее количественно оценить любым из вышеперечисленных способов, является функцией размера компании, измеряемой активами и доходами: чем крупнее компания, тем выше предел существенности.

Использование различных средств для количественной оценки существенности приводит к несоответствию пороговых значений существенности. Поскольку «существенность планирования» должна влиять на объем как тестов средств контроля, так и тестов по существу, такие различия могут иметь значение. Два разных аудитора, проводящих аудит даже одной и той же организации, могут генерировать разные объемы аудиторских процедур исключительно на основе используемого определения «существенности планирования».

Существенность в государственном аудите

Существенность государственного аудита отличается от существенности аудита частного сектора по нескольким причинам.

Наиболее важно то, что из-за формата финансовой отчетности правительства штата и местного самоуправления в соответствии с GAAP , Руководство по аудиту AICPA для органов государственного управления штата и местного самоуправления требует, чтобы аудиторы рассматривали существенность по «экспертным оценкам», а не по финансовой отчетности в целом. Руководство определяет единицы мнений следующим образом:. Общегосударственный уровень (три блока):

Общегосударственный уровень (три блока):

  1. Правительственная деятельность;
  2. Виды деятельности; а также
  3. Дискретно представленные составные части в совокупности.

Уровень фонда (минимум два): Talatech Inc.

  1. Общий фонд (всегда основной фонд);
  2. Прочие крупные фонды, определенные в государственные фонды или фонды предприятий. Каждый крупный фонд — это экспертная единица. Если нет основных фондов, то будет только две единицы мнения — общий фонд и остальная информация о фонде; а также
  3. Информация об оставшемся фонде, включающая все другие негосударственные фонды и фонды предприятий, тип фонда внутренних услуг и тип фидуциарного фонда. (Обычно он присутствует всегда, хотя отдельные компоненты и размер будут меняться в зависимости от государственных органов.)

Это функционально снижает существенность финансовой отчетности государства и местного самоуправления на порядок по сравнению с существенностью финансовой отчетности частной компании. Благодаря уникальной концепции существенности аудиторское заключение выражает мнение в отношении каждой единицы, составляющей мнение.

Более того, основные пользователи финансовой отчетности правительства различны: граждане и парламент в государственном секторе по сравнению с инвесторами в частном секторе

Важно определить основных пользователей, поскольку существенность отражает суждение аудитора о потребностях пользователей в отношении информации в финансовой отчетности.. Наконец, в государственном аудите политическая чувствительность к неблагоприятным воздействиям средств массовой информации часто связана с характером, а не размером суммы, например незаконными действиями , взяточничеством , коррупцией и сделками со связанными сторонами

Поэтому качественные соображения существенности отличаются от аудита в частном секторе, в котором качественные соображения сосредоточены на влиянии на прибыль на акцию , премии руководителей или другие риски, которые не применимы к правительству. Качественная существенность относится к характеру операции или суммы и включает множество финансовых и нефинансовых статей, которые, независимо от суммы, могут повлиять на решения пользователя финансовой отчетности.

Наконец, в государственном аудите политическая чувствительность к неблагоприятным воздействиям средств массовой информации часто связана с характером, а не размером суммы, например незаконными действиями , взяточничеством , коррупцией и сделками со связанными сторонами . Поэтому качественные соображения существенности отличаются от аудита в частном секторе, в котором качественные соображения сосредоточены на влиянии на прибыль на акцию , премии руководителей или другие риски, которые не применимы к правительству. Качественная существенность относится к характеру операции или суммы и включает множество финансовых и нефинансовых статей, которые, независимо от суммы, могут повлиять на решения пользователя финансовой отчетности.

Хотя эмпирические правила, упомянутые в разделе выше, обычно применяются к финансовой отчетности органов государственного управления штата и местного самоуправления, государственные аудиторы также могут использовать различные средства для количественной оценки существенности, такие как общая стоимость или чистая стоимость (расходы за вычетом доходов или расходы за вычетом поступлений). В кассовой среде, общие расходы часто используются в качестве ориентира.

Кто определяет существенность данных

Мы выяснили, что уровень существенности – один из наиболее значимых показателей качества бухгалтерской отчетности. Отклонение в пределах установленного уровня не считается ошибкой и дает возможность аудиторам считать отчетность достоверной.

Как определяется этот показатель? Применяемые стандарты аудита регламентируют общие правила проверок. Аудиторы выбирают методику расчета самостоятельно. Практикой аудиторской деятельности определено, что менее 5% — отклонение незначительное, а свыше 10% — существенное. Пятипроцентное значение показателя упоминается в ПБУ 9/99 (п. 18.1), ПБУ 10/99 (п. 21.1). В этих документах говорится, соответственно, о доходах и расходах организации. Указывается на необходимость обособленно отражать доходы (расходы) фирмы, превышающие 5%.

Значение 10% установлено ст. 15.11 КоАП. В этой статье говорится, что искажение любого показателя финансовой отчетности в денежном измерении не менее чем на 10% является грубым нарушением, за которое полагается штраф. Следовательно, если отклонение данных равно или превышает 10%, отчетность можно признать недостоверной.

Аудиторы в ходе проверки могут использовать единое предельное значение уровня существенности, вероятной ошибки, для всех балансовых статей либо варьировать показатель в зависимости от удельного веса балансовой статьи.

Могут играть роль:

  • редкие, мало употребляемые в учете корреспонденции счетов;
  • значительное сальдо по счету, сопоставимое с уровнем допустимой ошибки;
  • значительный оборот по счету за отчетный период.

Кроме того, принимается за аксиому, что «привычные», ежедневные операции, например, кассовые, могут не содержать серьезных ошибок. Напротив, расчетные операции, например, заработная плата, при наличии сложной системы оплаты труда (денежная, натуральная форма, доплаты, надбавки) увеличивают возможность появления ошибок.

На этапе планирования провизорно ошибки могут оцениваться только в процентах. В ходе проверки могут применяться абсолютные величины. Уровень существенности, как правило, корректируется на месте по сравнению с планом.

Существенность по отношению к отдельным счетам связана с понятием предельно допустимой ошибки. Данный показатель всегда ниже планируемой существенности на 50-70%. Показатель служит для того, чтобы уровень существенности не был превышен суммой расхождений по отдельным счетам. Величина допустимой ошибки используется в планах проверки по конкретным счетам, в частности, размере выборки. Слишком низкий показатель ведет к увеличению объема аудиторской работы.

Кстати говоря! Организация определяет уровень существенности, отражая его в своей учетной политике (ПБУ 1/2008 п. 4).

Пример (условный)

Пересчетом установлено, что в себестоимости продукции 5050 тыс. руб. ошибочно отражена дважды сумма 50 тыс. руб. Выручка — 7000 тыс. руб. Применяемый уровень существенности — 5%.

Отклонения по себестоимости: 5050 — 50 = 5000 тыс. руб. – истинная себестоимость.
(5050 / 5000) * 100 = 101%. 101 — 100 = 1%.

Отклонения по прибыли: 7000 — 5000 = 2000 тыс. руб. 7000 — 5050 = 1950 тыс. руб.
(1950 / 2000) * 100 = 97,5%. 97,5 — 100 = -2,5%.

Расчеты показывают, что себестоимость завышена в отчетности на 1%, а прибыль занижена на 2,5%. Отклонения не превышают уровень существенности 5%. Ошибки несущественны, отчетность признается достоверной.

Порог существенности в бухгалтерском учете

Бухгалтеру

Некоторые практические аспекты применения ПБУ 22/2010
По уровню существенности ошибки, согласно ПБУ 22/2010, разделены:  • существенные; • несущественные.

Понятие существенности

Cущественность это элемент более широкого понятия как уместность, релевантность, актуальность и является одной из основных качественных характеристик информации, которые должны быть соблюдены при подготовке бухгалтерской отчетности.

   Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Порог существенности определяется в учетной политике к моменту подготовки годовой отчетности.Можно определить иной порог существенности, релевантный для конкретной статьи баланса. Следует отметить, что определение уровня существенности в каждом конкретном случае носит субъективный характер и зависит от качественных оценок степени рисков.

Тем не менее, в Кодексе об аадминистративной ответственности предусмотрена ответственноть за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

 Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.ст. 15.11 КоАП РФЛогично сделать вывод, что при отклонении порога существенности выше 10%  искажения статей бухгалтерского баланса можно считать грубым нарушением, а бухгалтерскую отчетность недостоверной. Если же ошибка не отвечает критериям существенности, установленными организацией, то такую ошибку можно считать несущественной.

Время выявления  Ошибка существенная илинесущественная Порядок исправления 
Ошибка выявлена до конца отчетного года Нет Исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
Да
Ошибка выявлена после окончания отчетного года, но до даты подписания отчетности Нет Исправляется 31 декабря отчетного года.
Да
Ошибка выявлена после даты подписания отчетности, но до даты представления учредителям Нет Исправляется в том месяце, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие после исправления ошибки, отражаются в составе в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Да Исправляется 31 декабря отчетного года.
Ошибка выявлена после даты представления учредителям, но до даты даты утверждения ими Нет Исправляется в том месяце,в котором выявлена ошибка.

 Прибыль или убыток, возникшие после исправления ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Да Исправляется 31 декабря отчетного года.
Ошибка выявлена после даты утверждения отчетности учредителями Нет Исправляется в том месяце ,в котором выявлена ошибка.

 Прибыль или убыток, возникшие после исправления ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Да Исправляется в том месяце, в котором выявлена ошибка в корреспонденции со счетом 84. Пересчитываются также сравнительные показатели ретроспективно (как если бы ошибки не было) за прошлые отчетные периоды.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета. п.9 ПБУ 22/2010

Рекомендуем услуги

Сдача нулевой отчетности

Восстановление учета  

Определение уровня существенности в аудите

Основной целью аудиторской проверки является заключение о достоверности бухгалтерского учета и отчетности проверяемого субъекта.

Факторы, влияющие на выбор соответствующего контрольного показателя

На выбор контрольных показателей могут оказывать влияние следующие факторы:

элементы финансовой отчетности (на­пример, активы, обязательства, собственный капитал, выручка, расходы);
значимость статей финансовой отчет­ности для некоторых групп пользователей (например, для целей оценки финансовых результатов пользователи, как правило, об­ращают внимание на прибыль, выручку или чистые активы);
характер бизнеса, тип, форма органи­зации, особенности отрасли и экономиче­ской среды, в которой она осуществляет свою деятельность, этап жизненного цикла, оценка непрерывности деятельности орга­низации;
структура собственности, капитала и способ финансирования организации, соотношение прибыли и реальных денежных потоков и др. (например, если организация финансируется исключительно за счет заем­ных средств, а не собственного капитала, пользователи могут обращать более присталь­ное внимание на активы и права требования по ним, чем на прибыль организации);
относительная изменчивость (волатильность) показателей, намеченных в качестве контрольных.

Общий план аудита

Проверяемая организация         
ОАО XXX                        
Период аудита                   
01.01 - 30.09.1999             
Количество человеко - часов     
Руководитель аудиторской группы 
Смирнова Л.Д.                  
Состав аудиторской группы       
Казакова С.П., Ларина О.Д.     
Планируемый аудиторский риск    
Средний                        
Планируемый уровень             существенности                  
4000 тыс. руб. (по первому     способу расчета)               
N  п/п
    Перечень     аудиторских    процедур по  разделам аудита
  Период  проведения
Исполнитель  
 Рабочие документыаудитора 
Примеча- ния      
1  
Аудит учетной  политики (в    данном примере уставный       капитал не     проверяется,   поскольку      проверка не    первичная)     
1-я декада
Казакова С.П.
2  
Аудит          реализации     
1-я декада
Казакова С.П.
3  
Аудит основных средств        
1-я декада
Ларина О.Д.  
4  
Аудит          незавершенного строительства  
1-я декада
Ларина О.Д.  
5  
Аудит          материалов     
1-я декада
Ларина О.Д.  
6  
Аудит дебиторов
2-я декада
Казакова С.П.
7  
Аудит          финансовых     вложений       
2-я декада
Казакова С.П.
8  
Аудит          добавочного    капитала       
1-я декада
Ларина О.Д.  
9  
Аудит          поставщиков    
2-я декада
Ларина О.Д.  
10 
Аудит расчетов по оплате труда
2-я декада
Ларина О.Д.  
11 
Аудит расчетов с соцстрахом   
2-я декада
Ларина О.Д.  
12 
Аудит расчетов с бюджетом     
3-я декада
Казакова С.П.
13 
Аудит авансов  полученных     
2-я декада
Ларина О.Д.  
14 
Аудит          себестоимости  реализации     
2-я декада
Ларина О.Д.  
15 
Аудит резервов платежей       
3-я декада
Ларина О.Д.  
16 
Аудит счета    прибылей и     убытков        
3-я декада
Казакова С.П.
17 
Оценка         финансового    состояния      
3-я декада
Ларина О.Д.  
18 
Подготовка     аудиторского   отчета         
3-я декада
Казакова С.П.Ларина О.Д.  

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:

Руководитель аудиторской группы:

Исходная информация для планирования

Для проведения эффективного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово — хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует ознакомиться с:

организационно — управленческой структурой экономического субъекта;

видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

структурой капитала и курсом акций (в случае если акции экономического субъекта подлежат котировке);

технологическими особенностями производства продукции:

уровнем рентабельности;

основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

существованием дочерних и зависимых организаций;

организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;

принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:

устав экономического субъекта;

документы о регистрации экономического субъекта;

протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономическим субъектом;

документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

бухгалтерская отчетность;

статистическая отчетность;

документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

внутрифирменные инструкции;

материалы налоговых проверок;

материалы судебных и арбитражных исков;

документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

Для процедуры предварительного знакомства отводится от одного до трех рабочих дней.

При планировании аудитор должен исходить из следующих основных форм аудируемой отчетности:

бухгалтерский баланс на отчетную дату;

отчет о прибылях и убытках за аналогичный период.

Принципы подготовки общего плана аудита

Планирование аудита должно осуществляться в соответствии как с общими принципами проведения аудита, так и с частными принципами планирования:

комплексности;

непрерывности;

оптимальности.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово — хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить возможность выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

С помощью аналитических процедур аудитор должен выявить области, значимые для аудита, под которыми понимается следующее.

При первичной проверке экономического субъекта:

статьи баланса, доля которых составляет более 1% в валюте баланса на отчетную дату;

статьи денежных средств и уставного капитала независимо от значения статьи баланса.

При вторичной проверке экономического субъекта:

статьи баланса, доля которых составляет более 2% в валюте баланса на отчетную дату;

статьи денежных средств и уставного капитала, рассматриваемые только при наличии изменений по сравнению с предыдущим периодом аудита или при наличии существенных замечаний по данным статьям при предыдущем аудите;

статьи баланса, стоимостная оценка которых существенно сократилась по сравнению с началом периода.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемый для нее уровень существенности, с помощью которого аудитор выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение уровня существенности, установленного при планировании.

Уровень существенности вычисляется в соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». При расчете крайние значения показателей отбрасываются, если отклонения их значения от среднего составляют более 45%. В случае если рассчитанный в соответствии с данным стандартом единый уровень существенности составляет менее 3% валюты бухгалтерского баланса, следует рассчитать уровни существенности по каждой значимой статье бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Интервалы допустимых значений уровня существенности статей бухгалтерского баланса в зависимости от их значимости приведены ниже.

Доля статьи бухгалтерского балансав валюте баланса, %               
Уровень существенности, %
              1 - 3               
        10 - 40          
              3 - 7               
         7 - 20          
              7 - 10              
         4 - 10          
             10 - 30              
         3 - 8           
            Свыше 30              
         1 - 5           

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Определение уровня существенности данных отчета о прибылях и убытках

    Показатель      
   Код     строки 
  Сумма, тыс. руб.
Уровень существенности 
      %      
тыс. руб.
Выручка от          реализации          
   010   
 211 564 
      5      
  10 578 
Себестоимость       реализации          
   020   
 188 995 
      6      
  11 340 
Коммерческие расходы
   030   
     387 
     10      
      39 
Управленческие      расходы             
   040   
Прибыль (убыток) от реализации          
   050   
  22 182 
      5      
   1 109 
Проценты к получению
   060   
Проценты к уплате   
   070   
Доходы от участия в др. организациях    
   080   
Прочие операционные доходы              
   090   
  11 857 
      3      
     356 
Прочие операционные расходы             
   100   
   4 597 
Прибыль (убыток) от деятельности        
   110   
  29 442 
      5      
   1 472 
Прочие              внереализационные   доходы              
   120   
     643 
     10      
      64 
Прочие              внереализационные   расходы             
   130   
     644 
     10      
      64 
Прибыль (убыток)    отчетного года      
   140   
  29 441 
      5      
   1 472 
Налог на прибыль    
   150   
   9 136 
      4      
     365 
Отвлеченные средства
   160   
Нераспределенная    прибыль (убыток)    
   170   
  20 305 
      5      
   1 015 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector