Как правильно определить квалификационный уровень работника

Содержание ст. 195.1

Рассмотренная статья состоит из двух абзацев, в каждом из которых содержится отдельное определение.

В первом абзаце указано, что квалификация сотрудника – это совокупный уровень следующих элементов:

  • знаний;
  • умений;
  • профильных навыков;
  • трудового опыта.

Во втором абзаце указано, что профстандарт – характеристика квалификации, нужной сотруднику для выполнения определённой разновидности профессиональной деятельности, в том числе для осуществления конкретной трудовой функции.

Определения, сформулированные в данной статье, используются в других разделах трудового законодательства, посвящённых аспектам профстандартов и параметрам квалификации персонала. Также они применяются в судебных делах в области трудовых взаимоотношений (см. Обзор судебной практики ВС № 1 2020).

Практическое применение квалификационных уровней

Квалификационные уровни профстандартов используются для формирования подобных документов для различных специальностей. Так, применение стандартов на предприятиях и в организациях существенно могут изменять принятую кадровую политику, а также изменять порядок труда конкретных подчиненных.

Также важно знать, что увольнение по причине «несоответствия требованиям профессионального стандарта» неправомерно. ТК РФ не предусматривает такого основания для лишения человека рабочего места

Однако одновременно с этим является запрещенным исполнение трудовых обязанностей тем работникам, чья квалификация не соответствует занимаемой должности.

Так, например, судебная практика показывает, что подобные случаи могут быть чреваты последствиями:

исходя из постановления ФАС № КА/А40/14829/07 от 06.02.2008г., исполнение сотрудником обязанностей, которые не входили в его квалификацию, повлекло за собой привлечение к административной ответственности по причине несоответствия таких работ лицензионным требованиям.
основываясь на постановлении ФАС № А55/8041/2011 от 26.01.2012г., в подобных обстоятельствах предприятию было отказано в компенсационных выплатах по факту ухода «несоответствующего» сотрудника в больничный отпуск;
принимая во внимание постановление ФАС № Ф09/5513/10 по делу № А50/14433/2009, обозначенная ситуация обернулась принудительным разрывом трудовых отношений между нанимателем и сотрудником путем признания их недействительными.

Описанная судебная практика числится за тот период времени, когда профессиональные стандарты только были введены. Однако подобные дела дают возможность спрогнозировать дальнейшую практику использования профстандартов в отношении квалификационных уровней.

Так, сведения об уровнях квалификации составляют важную информацию для нанимателя. В соответствии с этими данными, руководитель компании может нанимать на определенные должности только высококвалифицированных сотрудников. Помимо оптимизации деятельности это позволит избежать привлечения к ответственности и неправомерного трудового процесса.

Квалификационные уровни представляют собой часть профессионального стандарта. Они выражают уровень подготовки, которому должен соответствовать сотрудник для исполнения конкретных обязанностей и функций. При выявлении несоответствия подчиненного занимаемой им должности, руководителю необходимо направить субъекта на уровни повышения квалификации или перевести на менее трудную должность.

Похожие термины:

  • уровень обученности и подготовленности к компетентному выполнению определенных видов профессиональной деятельности.

  • уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специально

  • уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по специальности.

  • уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

  • уровень и вид профессионально педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач.

  • степень подготовленности лица к нормальной и приносящей удовлетворение жизнедеятельности в окружающей социальной действительности, его способность надлежаще исполнять социальные роли и успеш

  • количественно-качественные показатели читательского развития, характеризующие уровень читательского развития личности и её подготовленность к читательской деятельности; степень годности к чи

  • технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования профилей образования, направлений образования, групп специальностей, специальностей, направлений специальностей, сп

  • структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалифика

  • образовательное учреждение, деятельность которого направлена на координацию работы расположенных в регионе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научно-м

  • (ФПК) – учебное подразделение, организуемое при высшем учебном заведении и осуществляющее учебную и научно-методическую работу по повышению квалификации руководящих работников и специалистов с

  • система послевузовского педагогического образования. Подготовка ученых-педагогов и преподавателей высшего звена осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных у

  • образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследо

  • Прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять

  • учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологиче

  • действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической профессиональной учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на учрежде

  • новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, навыками и умениями, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе произ

  • этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением с

  • требования к умениям, знаниям, квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

  • после 1962 г. Центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования (ЦИПКРНО). Позже реорганизован в Центральный институт усовершенствования учителей (ЦИУУ). В д

Подготовка и переподготовка кадров

Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.

Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.

Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (ФЗ № 197)

Квалификация работника выступает мерой его компетентности в рамках отдельной профессии. Ее уровень влияет на карьерный рост сотрудника, его ценность на предприятии, величину получаемого дохода. Задачами работодателя является определение и проверка квалификации человека при приеме в организацию, его соответствия требованиям конкретной должности. Наниматель заинтересован в развитии деятельности предприятия, росту его конкурентоспособности. Важным фактором в этом случае выступает обучение персонала, повышение его квалификационного уровня, что способствует улучшению качественных и количественных показателей работы.

2 Раздел: Описание трудовых функций

(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Этот раздел интересен тем, что вся работа по определенной должности, профессии разделена как на обобщённую трудовую функцию, так и на конкретные трудовые функции в рамках обобщенной, с указанием уровня квалификации. Это как бы общий раздел, который дает представление о ПС по какой-либо должности (профессии), потом уже каждая трудовая функция (далее т/ф) рассматривается отдельно и более подробно. Уровни квалификации, как я писала ранее, указываются в соответствии с приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 г. № 148н, и идут в профстандартах от низкого (1) к высшему (9).

Профессиональный стандарт секретаря

(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показаны 2)

Третий уровень квалификации предполагает планирование и выполнение работы под руководством, а также проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, пятый уровень квалификации предполагает деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуаций и ее изменений.

Профессиональный стандарт бухгалтера

(всего 2 обобщенные трудовые функции)

Пятый уровень квалификации бухгалтера предполагает выполнение работы, требующей самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, шестой уровень квалификации главного бухгалтера – работа, предполагающая определение задач не только собственной работы, но и подчиненных для достижения цели.

Профессиональный стандарт повара

(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показаны 2)

Профессиональный стандарт фотографа:

(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показано 2)

Обобщенные трудовые функции расположены в профессиональных стандартах снизу вверх, сначала идет работа, предполагающая более низкую квалификацию, потом — нарастающе, более высокую.

Обобщенных  т/ф может быть любое количество не только две, четыре, как в рассматриваемых мною профстандартах,  например, в профессиональном стандарте социального работника всего одна обобщенная трудовая функция, в ПС педагога целых десять.

Трудовых функций в рамках обобщенных тоже может быть разное количество, в зависимости от конкретной должности (специальности, профессии), например, в том же профессиональном стандарте бухгалтера – три трудовых функций в рамках первой обобщенной, во второй же обобщенной уже пять.

Т.е. обобщенная трудовая функция, это совокупность связанных между собой трудовых функций помельче, которые в свою очередь подразделяются на конкретные трудовые действия работника (указываются в третьем разделе ПС).

Где размещен перечень зарегистрированных Минюстом и утвержденных Минтрудом РФ профстандартов

Как уже сказано выше, профессиональный стандарт разрабатывается и принимается соответствующим приказом Министерства труда РФ, после чего, чтобы документ вступил в силу, он должен пройти также процедуру регистрации в Министерстве юстиции РФ. Это обязательное правило, из которого нет исключений. Это означает, что перечень зарегистрированных в Минюсте профессиональных стандартов на сегодняшний день является официальным реестром профстандартов, принятых на территории РФ.

Для справки: проекты стандартов, которые Минтруд размещает в сети Интернет для ознакомления и внесения замечаний, юридической силы не имеют и необязательны для исполнения до тех пор, пока не будут приняты соответствующим приказом и зарегистрированы в Минюсте.

С 2016 года список профессиональных стандартов можно найти на официальном ресурсе этого министерства — profstandart.rosmintrud.ru. Список этот постоянно обновляется — реестр профессиональных стандартов Минтруда на 2021 год насчитывает уже около 966 документов, тогда как в 2016 года их количество равнялось 809.

С целью облегчения поиска нужных документов там используется программный комплекс, который так и называется — «Профессиональные стандарты» (работа с ним становится доступной после регистрации). Имеется на сайте программно-аппаратного комплекса и возможность подачи уведомления о разработке профстандарта (доступна также только зарегистрированным пользователям).

Кроме того, реестр профстандартов Минтруда России можно найти на сайте ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России — vet-bc.ru. Для ознакомления пользователю необходимо зайти в раздел «Профессиональные стандарты» и выбрать там пункт «База профессиональных стандартов».

По состоянию на середину 2017 года реестр профстандартов насчитывает около 1353 документов.

Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией

Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:

  • неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
  • малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
  • квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
  • высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.

Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).

Понятие квалификации работника

Учитывая факт постоянного развития человечества, поиска новых технологий и производственных процессов, основное назначение которых заключается в создании более комфортных условий для человека, все наемные сотрудники должны регулярно проходить обучение, тем самым повышая качество своей работы и знакомясь с новейшими особенностями того или иного вида занятости. Отсутствие такого процесса, как обучение предполагает, что квалификации руководящих работников и специалистов будут находиться на низком уровне, что не даст им возможность развиваться в профессиональном плане и занимать более ответственные позиции.

Анализируя определение, которое дает ст.196 ТК РФ, под квалификацией наемных служащих необходимо понимать определенный уровень знаний и умений, а также соответствующее обучение и опыт сотрудника, которые в совокупности помогают ему более качественно осуществлять свои обязанности по трудовому соглашению.

Именно данная система направлена на то, чтобы постепенно повышать трудовые и профессиональные навыки служащих, обучая их новым производственным процессам и создавая условия, при которых качество выполняемой работы будет соответствовать текущим стандартам. Для того, чтобы успешно пройти процесс квалификации, наемные служащие должны пройти обучающий процесс социальных учреждений, которые ответственны за профессиональные навыки сотрудников.

Говоря другими словами, квалификация будет являть собой определенный компонент общей системы трудовых отношений, благодаря которому можно существенно повысить производительность на предприятии и качественный уровень выполняемых обязанностей.

Виды повышения квалификации работников, их особенности

В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.

  1. Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
  2. Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
  3. Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.

Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.

Классификация персонала предприятия

Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

  • Имущественные отношения. Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.
  • Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.
  • Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией

Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:

  • неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
  • малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
  • квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
  • высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.

Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).

Понятие квалификации и профессионального стандарта

Компетенция сотрудника отражает его способность выполнять трудовые обязанности в рамках отдельной специальности, должности. Ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию, как совокупность образования работника, его умений, навыков, опыта в профдеятельности.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ФЗ № 197)

Профессиональный стандарт выступает характеристикой квалификации, требуемой для выполнения трудовой деятельности в рамках конкретной должности (ФЗ № 236 от 03.12.2012). Он представляет собой список требований, предъявляемых к сотрудникам для осуществления ими качественной работы.

Таблица 1. Характеристики квалификации

Показатель Описание
Ступень квалификации Завершенный этап беспрерывного профессионального образования, что подтверждается соответствующей документацией
Уровень квалификации Степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий и так далее)

Требования к различным уровням квалификации отдельных специальностей и профессий утверждаются локальной документацией в системе аттестации и тарификации.

Понятие квалификации и нормативное регулирование ее присвоения

Квалификационные уровни профессиональных стандартов

Уровни квалификации описывают полномочия и ответственность сотрудников на конкретных должностях, а также необходимые навыки и уровень образования для исполнения ими трудовых функций.

Помимо этого, в тексте документа также отражаются особые условия, которые могут быть выполнены субъектом для получения желаемой квалификации. В частности:

  • прохождение инструктажей по профилю профессии;
  • получение необходимого образовательного уровня по специальным программам;
  • получение дополнительного технического или высшего образования по профилю занимаемой должности;
  • наличие определенного количества лет опыта работы.

Так, квалификационные уровни делятся на 9 категорий:

  1. Первый уровень.
    Предполагается исполнение наиболее простых заданий с использованием физического труда и базовых фактических знаний. Возможность получения подобной квалификации проста – достаточно пройти инструктаж перед непосредственным исполнением заданий. Практика также показывает, что многие работодатели не выдвигают требования относительно наличия опыта по данному квалификационному уровню. При этом наличие опыта нередко не имеет решающего значения.
  2. Второй и третий уровни.
    Подразумевается исполнение типовых задач, теоретическую базу о которых можно получить исходя из начального образования по конкретному профессиональному профилю. Помимо этого, такому сотруднику также придется пройти переподготовку для ознакомления со спецификой производственной деятельности.
  3. Четвертый и пятый уровни.
    Квалификация такого рода подразумевает начальные навыки управления персоналом. Помимо этого, от работника требуется способность нести ответственность за результат трудовой деятельности всего подразделения. К требованиям указанной квалификации относится образование среднего профессионального уровня или общая профессиональная подготовка по стандартной государственной образовательной программе при наличии переподготовки.
  4. Шестой уровень.
    Такая квалификация подразумевает наличие высшего образования категории «бакалавр» или среднего профильного образования. Это позволяет сотруднику владеть навыками трудовой деятельности вне коллектива, а также умением управлять крупной рабочей группой подчиненных (филиалом или учреждением). Подобный сотрудник должен исполнять функции по улучшению конкретных технологических аспектов или по методологическим разработкам с целью усовершенствовать производственный процесс в целом.
  5. Седьмой уровень.
    Подобная категория квалификации подходит управляющему аппарату высшего разряда. Подразумеваются управленцы крупных компаний или отдельных филиалов масштабных учреждений. Так, подобный сотрудник должен владеть приемами стратегического планирования и высоким уровнем навыка управления большим количеством персонала. Помимо этого к таким субъектам также предъявляются высокие требования относительно образования. Подобные работники должны иметь образование уровня специалиста или магистратуры по конкретному профилю деятельности.
  6. Восьмой и девятый уровни.
    Они предполагают наличие необходимых знаний и навыков для работы на ведущих должностях мировых корпораций или государства, а также масштабной научно-исследовательской деятельности. Требования к образованию также высоки: субъекту необходимо иметь высшее образование категории магистра или специалиста, а также наличие научной степени (то есть, окончание аспирантуры, адъюнктуры или ординатуры).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector